|
|
|||||
|
|
«Язык есть важнейшее средство человеческого общения»!. Именно этой главной функцией язык отличается от других общественных систем - таких, как производство, наука, литература, искусство и т. д. Своеобразно и «устройство» языка, а также тот «материал», из которого язык «сделан» историей человеческого общества, труда и сознания народа. Единицами (элементами) языка служат знаки, простые и сложные: звуки, морфемы, слова, словосочетания, предложения и т. д. Но только ли знаки язык, а применяются людьми? Нет. Знак это любой материальный носитель социальной информации. Можно наметить основные типы знаков: знаки-признаки, связанные непосредственно с тем или иным предметом (дым костра; ледяной узор на стекле; струя холодного воздуха, ворвавшаяся в открытую дверь, и т. д.); 2) знаки-сигналы, связанные с сигнализируемым предметом лишь условием, договоренностью (куча камней, обозначающая место брода; зеленая ракета, указывающая начало и направление атаки; удар в гонг, говорящий о начале представления); 3) знаки-символы, обозначающие (изображающие) часть предмета, по которой сознанием «дорисовывается» предмет (явление) в его целом (две руки, пожимающие одна другую, - символ дружбы, миролюбия, товарищества. Знаки языка всегда что-то значат и не применяются людьми для иных целей, кроме общения. |
|
|
||
|
|
|||||
|
||||||
|
||||||
|
|
Именно поэтому, принимая материалистическое определение языка (<<Язык есть важнейшее средство человеческого общения») и, опираясь на него, мы можем получить и специально-лингвистическое определение, учитывающее специфику «материала», из которого язык построен: язык - исторически возникший и развивающийся сложный знаковый механизм общения, работающий в единстве и взаимодействии с сознанием и мышлением человека. Основная функция языка, главное его назначение - быть средством общения. При участии языка люди обеспечивают взаимопонимание в труде и быту, выражают и делают доступными для других свои мысли, чувства, настроения. И желания. Конечно, люди пользуются и иными средствами общения, например жестами, различными искусственными сигналами и знаками (математические и химические символы, знаки уличного движения, морские сигналы и т. д.), музыкальными сочетаниями звуков, красками и их сочетаниями и т. п. Однако все эти средства общения являются вспомогательными по отношению к универсальному средству - языку слов. В самом деле, как ограничен так называемый язык жестов по сравнению со звуковой человеческой речью. Возможности музыки или изобразительного искусства очень велики,но и они ограничены и «односторонни» ПО сравнению с возможностями языка. Музыка не может выразить никаких расчлененных оформившихся понятий и связных мыслей - она выражает чувства и настроения, она на основе вызванных у слушателей эмоций, «движенийчеЛ9веческой души» порождает неясные и очень различные у разных людей мысли. И изобразительное искусство, как ни велики. Его возможности, не идет ни в какое сравнение с языком по способности служить в качестве средства общения: подобно музыке, оно не выражает никаких отчетливых понятий, суждений и умозаключений, хотя, в отличие от музыки, и способно вызвать в сознании рассматривающего картину или рисунок человека вполне определенные образы. В результате зрительного восприятия картины или рисунка у человека появятся, вероятно, те или иные мысли, но эти мысли могут оказаться очень непохожими у разных зрителей. Что касается различных искусственных сигналов и знаков, то, во-первых, применение каждой «системы» сигналов и знаков очень ограничено, каждая такая «система» известна лишь небольшому кругу лиц, а во-вторых,. Сигналы и знаки сами по себе, без «перевода» на язык, не в состоянии выражать наших мыслей. Такие сигналы и знаки - дополнительное средство общения, успешно функционирующее на основе языка и в связи с ним. Обратив самое серьезное внимание на выполняемую языком Функцию общения как основную, мы совершили бы ошибку, не заметив других языковых функций. Ведь язык выступает в качестве средства общения по отношению к людям, к коллективу. Но, помимо коллектива, язык связан еще, по крайней мере, с двумя «мирами» - миром предметов, вещей и явлений, окружающих человека, и миром понятий, мыслей и чувств, выражаемых человеком. Каковы же специфические функции языка по отношению к этим двум «мирам»? Вещи, предметы и явления объективного мира обозначаются языком, причем обозначаются своеобразно. Слово - не искусственный знак предмета, каким, например, окажется ветка на берегу реки, показывающая, по договоренности между условившимися лицами, брод. Слово - знак, отражающий предмет исторически, независимо от воли отдельных людей; знак, связанный с предметом посредством человеческого мышления. Так, ветка на берегу ничего не значит для тех, кто не посвящен в тайну ее «значения», она не имеет никакой внутренней связи с бродом. Слово же известно коллективу, и оно своим значением как образом предмета связано с предметом прочной внутренней связью, оно оказывается не просто знаком, а знаком отображением. Мы можем, поэтому говорить о функции отображающего обозначения как важной функции языка по отношению к миру предметов и явлений жизни. Конечно, не нужно думать, что все единицы языка (слова, морфемы, звуки речи и т. д.) В одинаковой мере способны выполнять функцию отображающего обозначения предмета. Отнюдь нет. Но сейчас речь идет о функциях языка в целом, а не о специфических функциях отдельных его частей и единиц. Остается рассмотреть функцию языка по отношению к мышлению человека. Нетрудно увидеть, что язык служит средством выражения наших мыслей и чувств, следовательно, выполняет функцию выражения деятельности мысли. Но тут мы подошли к одному из очень сложных вопросов, требующих самостоятельного рассмотрения. |
|
|
||
|
||||||
О проекте Природа языка Функции языка Лексикография Словарь терминов Грамматика каз.языка Грамматика рус.языка Делопроизводство Современный казахский язык Священное число 7 На главную |
||||||
|