|
|
|||||
|
|
Судя по научным сочинениям, дошедшим до нас от древних народов Греции, Рима, Индии, Китая и других стран, люди очень давно начали задавать себе вопрос: Что такое язык? Тот же вопрос задают себе люди и сейчас, стремясь понять отличие языка от других проявлений человеческой жизни. Правда, совершенно определенный как будто вопрос «Что такое язык?» оказывается не очень точным и ясным при вдумчивом его осмыслении. Что именно в языке 'нас интересует - его природа, функции или строение? Вероятно, и то, и другое, и третье. Но так как природа, функции и строение языка, хотя и связаны внутренне, все же различны, наука рассматривает их отдельно и в определенной последовательности. Причем логичнее, видимо, вначале рассмотреть природу и функции языка, а затем уже его строение, структуру. Ведь если мы не осмыслим природы языка, мы не будем знать, из какого же «материала» он создан, кому и как он «служит». Природа и сущность языка. Понимание природы языка предполагает ответ, по крайней мере, на два вопроса: 1) нужно ли считать язык явлением биологическим, психическим или социальным? 2) идеален язык иди материален? На оба эти вопроса история науки дала разные ответы. Некоторые ученые признали язык явлением биологическим, поставили его 'В один ряд с такими явлениями, как способность человека есть, пить, ходить и Т. д. Получалось, таким образом, что язык наследуется, что он заложен в самой биологической сущности человека. |
|
|
||
|
|
|||||
|
|
Если
пользоваться современной терминологией, можно сказать, что излагаемая
гипотеза предполагает существование у человека «генов языка», особого
генетического кода, предопределяющего, каким языком будет пользоваться
человек. Понятно, что такой взгляд на природу языка не может выдержать проверки
фактами. Язык не передается по наследству. Он усваивается
ребенком под влиянием окружающих – в зависимости от того, на
каком языке они говорят, какому языку ребенка учат. Понятно, как велика роль
родителей, их языка в усвоении языка ребенком. Как правило, дети говорят на
языке своих родителей. Однако известно множество примеров того, что дети
начинают говорить на том языке, которому их учат воспитатели. Например,
в русских дворянских семьях. В начале XIX в. престижным
считался французский язык, ему учили детей специально приглашенные для этого
«семейные учителя»; и не удивительно, что нередко дети дворян начинали
говорить по-французски
раньше, чем по-русски. С другой стороны, известны (правда, единичные) факты
длительной изоляции детей от человеческого коллектива, их «воспитания» В среде
животных.
Такие дети вообще не умели говорить, хотя их органы речи были вполне нормальными.
Наука о языке не может поддержать и другую
привлекавшую многих гипотезу, согласно которой язык - феномен психический,
возникающий в результате деятельности индивидуального духа божьего или
человеческого. Такую гипотезу в свое время поддерживали М. Мюллер, И. Германн,
И. Гердер и другие ученые. Великий немецкий ученый В. Гумбольдт видел в языке
проявление «духа народа»: «Язык есть как бы внешнее проявление духа народа;
язык народа есть его дух, и дух народа есть его язык - трудно себе представить
что-либо более тождественное. Каким образом они сливаются в единый и
недоступный нашему пониманию источник, остается для нас необъяснимым» Конечно, если слово «дух»
принимать за синоним слова «сознание», можно говорить о том, что язык выражает
работу «духа». Однако отождествлять язык и «дух», язык И сознание едва ли
можно. К. Маркс и Ф. Энгельс писали: «На «духе» С самого начала лежит проклятие
- быть «отягощенным) материей, которая выступает здесь в виде движущихся слоев
воздуха, звуков - словом, в виде языка»'. Сознание, «дух» выражается в языке,
взаимодействует с языком, но не творит язык. Если бы язык отдельного человека
возникал по велению его индивидуального сознания (или «духа народа»), это приводило
бы либо к формированию множества индивидуальных языков либо (в случае
вмешательства «духа народа») к исчезновению различий между ними. К тому же
нельзя отождествлять сознание (<<дух») И язык: сознание идеально, язык
материален. Язык человека возникает и развивается только в к о л л е к т и в е, только под влиянием
речи коллектива. Оно опирается на
марксистское понимание жизни общества, на трезвый анализ фактов развития и
применения языка, на философско-лингвистические высказывания К. Маркса, Ф.
Энгельса, В. И. Ленина. Большое значение имеет известное философское определение
языка, сформулированное К. Марксом и Ф. Энгельсом: «Язык так же древен, как и
сознание; язык есть практическое, существующее и для других людей и
лишь -тем самым существующее также и для меня самого, действительное сознание,
и, подобно сознанию, язык возникает лишь из потребности, из настоятельной
необходимости общения с другими людьми»з. В этом .определении дважды обращенное
внимание на социальную природу языка и на его сущность: язык существует лишь
для других людей, и только поэтому он существует и для меня самого; язык
возникает из. потребности в общении людей друг с другом. Эта потребность,
вызвав язык к жизни, остается важным вопросом. |
|
|
||
|
||||||
О проекте Природа языка Функции языка Лексикография Словарь терминов Грамматика каз.языка Грамматика рус.языка Делопроизводство Современный казахский язык Священное число 7 На главную |
||||||
|