Судя по научным сочинениям, дошедшим до нас от древних наро­дов Греции, Рима, Индии, Китая и других стран, люди очень давно начали задавать себе вопрос: Что такое язык? Тот же вопрос задают себе люди и сейчас, стремясь понять отличие языка от других про­явлений человеческой жизни.

Правда, совершенно определенный как будто вопрос «Что такое язык?» оказывается не очень точным и ясным при вдумчивом его ос­мыслении. Что именно в языке 'нас интересует - его природа, функции или строение? Вероятно, и то, и другое, и третье. Но так как природа, функции и строение языка, хотя и связаны внутренне, все же различны, наука рассматривает их отдельно и в определенной последовательности. Причем логичнее, видимо, вначале рассмотреть природу и функции языка, а затем уже его строение, структуру. Ведь если мы не осмыслим природы языка, мы не будем знать, из какого же «материала» он создан, кому и как он «служит».

 Природа и сущность языка. Понимание природы языка предполагает ответ, по крайней мере, на  два вопроса:

1) нужно ли считать язык явлением биологическим, психическим или социальным?

2) иде­ален язык иди материален? На оба эти вопроса история науки дала разные ответы.

Некоторые ученые признали язык явлением биологическим, по­ставили его 'В один ряд с такими явлениями, как способность чело­века есть, пить, ходить и Т. д. Получалось, таким образом, что язык наследуется, что он заложен в самой биологической сущности человека.

 

 

 

На главную

 

 

 

 О проекте

 Природа языка

 Функции языка

 Лексикография

 Словарь терминов

 Грамматика каз.языка

 Грамматика рус.языка

 Делопроизводство

Современный казахский язык

 Священное число 7

Гостевая книга

 

 

 

Если пользоваться современной терминологией, можно сказать, что излагаемая гипотеза предполагает существование у че­ловека «генов языка», особого генетического кода, предопределяю­щего, каким языком будет пользоваться человек. Понятно, что такой взгляд на природу языка не может выдержать проверки фактами.

Язык не передается по наследству. Он усваивается ребенком под влиянием окружающих – в зависимости от того, на каком языке они говорят, какому языку ребенка учат. Понятно, как велика роль родителей, их языка в усвоении языка ребенком. Как правило, дети говорят на языке своих родителей. Однако известно множество примеров того, что дети начинают говорить на том языке, которому их учат воспитатели. Например, в русских дворянских семьях. В начале XIX в. престижным считался французский язык, ему учили детей специально приглашенные для этого «семейные учи­теля»; и не удивительно, что нередко дети дворян начинали говорить по-французски раньше, чем по-русски. С другой стороны, известны (правда, единичные) факты длительной изоляции детей от человечес­кого коллектива, их «воспитания» В среде животных. Такие дети во­обще не умели говорить, хотя их органы речи были вполне нормальными.

Наука о языке не может поддержать и другую привлекавшую многих гипотезу, согласно которой язык - феномен психический, возникающий в результате деятельности индивидуального духа ­божьего или человеческого. Такую гипотезу в свое время поддержи­вали М. Мюллер, И. Германн, И. Гердер и другие ученые. Великий немецкий ученый В. Гумбольдт видел в языке проявление «духа на­рода»: «Язык есть как бы внешнее проявление духа народа; язык народа есть его дух, и дух народа есть его язык - трудно себе пред­ставить что-либо более тождественное. Каким образом они слива­ются в единый и недоступный нашему пониманию источник, оста­ется для нас необъяснимым»

Конечно, если слово «дух» принимать за синоним слова «созна­ние», можно говорить о том, что язык выражает работу «духа». Од­нако отождествлять язык и «дух», язык И сознание едва ли можно. К. Маркс и Ф. Энгельс писали: «На «духе» С самого начала лежит про­клятие - быть «отягощенным) материей, которая выступает здесь в виде движущихся слоев воздуха, звуков - словом, в виде языка»'. Сознание, «дух» выражается в языке, взаимодействует с языком, но не творит язык. Если бы язык отдельного человека возникал по веле­нию его индивидуального сознания (или «духа народа»), это при­водило бы либо к формированию множества индивидуальных языков либо (в случае вмешательства «духа народа») к исчезновению разли­чий между ними. К тому же нельзя отождествлять сознание (<<дух») И язык: сознание идеально, язык материален. Язык человека возни­кает и развивается только в  к о л л е к т и в е, только под влия­нием речи коллектива.

Оно опирается на марксистское понимание жизни обще­ства, на трезвый анализ фактов развития и применения языка, на философско-лингвистические высказывания К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина. Большое значение имеет известное философское опре­деление языка, сформулированное К. Марксом и Ф. Энгельсом: «Язык так же древен, как и сознание; язык есть практическое, существую­щее и для других людей и лишь -тем самым существующее также и для меня самого, действительное сознание, и, подобно сознанию, язык возникает лишь из потребности, из настоятельной необходимости общения с другими людьми»з. В этом .определении дважды обращенное внимание на социальную природу языка и на его сущность: язык существует лишь для других людей, и только поэтому он существует и для меня самого; язык возникает из. потребности в общении людей друг с другом. Эта потребность, вызвав язык к жизни, остается важным вопросом.

 

 

 

 О проекте  Природа языка   Функции языка  Лексикография   Словарь терминов  Грамматика каз.языка  Грамматика рус.языка  

Делопроизводство   Современный казахский язык   Священное число 7  На главную

 

Сайт управляется системой uCoz